Асинхронные электродвигатели, в зависимости от способа выполнения обмотки ротора, разделяются на две большие группы:
- электродвигатели с короткозамкнутой обмоткой на роторе;
- электродвигатели с фазной обмоткой на роторе или двигатели с контактными кольцами.
Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором
Асинхронный электродвигатель с фазным ротором
Электродвигатель с фазным ротором указанными недостатками не обладает, однако конструкция ротора у него существенно сложнее, что ведет к удорожанию двигателя в целом. Поэтому их применяют в случае тяжелых условий пуска и при необходимости плавного регулирования частоты вращения в широком диапазоне.
Между ротором и статором асинхронного двигателя имеется воздушный зазор. При выборе воздушного зазора сталкиваются противоречивые тенденции. Минимальный (выбранный по механическим соображениям) воздушный зазор приводит к уменьшению тока холостого хода двигателя и увеличению коэффициента мощности cos φ. Однако при малом воздушном зазоре увеличиваются добавочные потери в поверхностном слое статора и ротора, добавочные моменты и шум двигателя. Вследствие роста потерь уменьшается КПД. Поэтому в современных сериях асинхронных двигателей воздушный зазор выбирается несколько большим, чем требуется по механическим соображениям (чтобы ротор при работе не задевал о статор). Воздушный зазор зависит от высоты оси вращения h двигателя (см. рис. 5, 6) и частоты вращения. Для двигателей двухполюсных (n1=3000 об/мин) воздушный зазор составляет 0,25—1,2 мм при h, равном 56—250 мм.
Схемы соединения обмоток. В асинхронных трехфазных двигателях используются два способа соединения фаз обмоток между собой: в звезду и треугольник. Эти соединения могут выполняться как внутри машины — глухое соединение, так и вне двигателя — с помощью сменных перемычек на специальном щитке, установленном на корпусе машины. Б первом случае к выводному щитку подводятся три вывода, во втором — шесть выводов (начала и концы фаз). Внешнее соединение фаз наиболее удобно с точки зрения ее эксплуатации. В таком случае начала и концы фаз обмоток могут свободно отсоединяться при необходимости и подключаться к испытательной аппаратуре.
Питающее напряжение. Асинхронные электродвигатели общего назначения обычно выпускаются для работы на двух напряжениях, находящихся в соотношении 1/√З, например 127/220, 220/380 и 380/660 В. При меньшем из каждых двух напряжений фазы двигателя соединяются в треугольник Д, а при большем — в звезду У. При внешнем соединении фаз двигателя сравнительно просто можно подключить его к одному из указанных на щитке напряжений. Некоторые электродвигатели выпускаются на одно напряжение, в этом случае фазы соединены в звезду.
Обозначения выводов обмоток асинхронных двигателей в соответствии с ГОСТ 183—74 приведены в табл. 1. В асинхронных многоскоростных двигателях при обозначении выводов обмоток впереди прописных букв обозначений обмоток ставятся цифры, начиная с единицы. Эти дополнительные цифры показывают число полюсов при данном соединении, например маркировка 4С1 или 12С1 означает, что число полюсов равно 4 и 12 соответственно. Маркировка выводов наносится на щитке рядом с выводами или чаще непосредственно на концах обмоток. В малых машинах, где буквенное обозначение выводных концов затруднено, обмотки различаются с помощью разноцветных проводов, как показано в табл. 1.
Таблица 1.
Наименование и схема соединения |
Обозначение выводов | ||
Начало |
Конец | ||
Обмотки статора, открытая схема |
Первая фаза |
С1, желтый |
С4, желтый с черным |
Обмотки статора, соединение
Обмотки фазового ротора |
Первая фаза |
С1, желтый | |
Обмотки статора однофазного |
Главная обмотка |
С1, красный |
С2, красный с черным |
Обмотки статора однофазного |
Главная обмотка |
Красный |
Электротехнические материалы
Для магнитопроводов (сердечников) статора и ротора асинхронных двигателей общего назначения широко применяются холоднокатаные низколегированные1 электротехнические стали. Они выпускаются в рулонах (лентах) нужной ширины, что позволило автоматизировать процесс штамповки листов и уменьшить отходы.
Для двигателей серии 4А мощностью до 15—20 кВт применяется холоднокатаная сталь марки 2013 (нелегированная), а для машин большей мощности — сталь марки 2212 (слаболегированная). Для двигателей старых серий (А, А2) применялась горячекатаная сталь марки 1211. Применение холоднокатаных сталей позволило снизить расход стали на 10—15 и массу конструктивных деталей на 5—7%.
Изоляционные материалы применяются для изоляции токоведущих проводов, расположенных в одном пазу (друг от друга) — витковая изоляция, проводов разных фаз между собой — междуфазовая изоляция, проводов от заземленных сердечников — корпусная изоляция.
Толщина изоляции определяется рабочим напряжением двигателя, классом нагревостойкости изоляции, условиями эксплуатации двигателя.
В зависимости от предельно допускаемой температуры изоляционные материалы подразделяются на классы нагревостойкости. В свою очередь класс нагревостойкости изоляции (витковой, междуфазовой, корпусной) и пропиточных составов определяет допустимые превышения температуры для других частей двигателя в соответствии с ГОСТ 183—74.
В соответствии с ГОСТ 8865—70 изоляционные материалы разделены на семь классов нагревостойкости — У, А, Е, В, F, Н, С. Для изоляции асинхронных двигателей общего назначения обычно применяются четыре класса Е, В, F, Н с допустимыми температурами изоляционного материала 120, 130, 155, 180 °С соответственно. Средние допустимые температуры и превышения температуры отдельных частей двигателя приведены в табл. 2. Температура окружающей среды принята равной +40 °С.
Таблица 2.
Класс |
Средняя допустимая температура/среднее допустимое превышение температуры. °С | |||
Обмотки статора и |
Стержневые |
Сердечники |
Контактные | |
Е |
115/75 |
120/80 |
115/75 |
110/70 |
Обмоточные провода изготовляются с эмалевой, эмалево-волокнистой или волокнистой изоляцией. Толщина изоляционного слоя у проводов с эмалевой изоляцией в 1,5— 3 раза меньше, чем у проводов с волокнистой изоляцией; эмалевая изоляция, кроме того, лучше проводит тепло и является более влагостойкой. Поэтому в двигателях современных серий применяются в основном провода с эмалевой изоляцией марок ПЭТВ, ПЭТВМ (класс нагревостойкости В) и ПЭТВ, ПЭТ 155 (класс F). Провода ПЭТВМ и ПЭТМ разработаны для механизированной укладки обмоток. В двигателях напряжением 3 кВ и выше кроме указанных проводов применяются также провода со стекловолокни-стой изоляцией марок ПСД и ПСДК. Диаметр изолированного провода при механизированной укладке всыпной обмотки не превышает 1,4—1,6 мм, при ручной укладке — до 1,8 мм.
Пазовая и междуфазовая изоляция. В современных сериях двигателей широкое распространение получили композиционные материалы, представляющие собой сочетание полимерных пленок с различными гибкими электроизоляционными материалами на основе синтетических органических или неорганических волокон, причем указанные компоненты связаны между собой клеящими составами. Пленка принимает на себя основную электрическую и механическую нагрузки, в то время как другие компоненты выполняют функции армирующего материала, обеспечивающего необходимые технологические свойства композиции — жесткость, упругость, повышенную стойкость к механическим воздействиям и др.
Одной из важных функций волокнистых подложек является обеспечение надежной связи между поверхностями пазовой изоляции и прилегающими к ним катушками обмотки и сердечником за счет лучшей смачиваемости волокнистых материалов пропиточными составами по сравнению с пленками.
Композиционные материалы обладают высокими механическими свойствами. Широко используются пленкосинтокартоны марок ПСК-Ф, ПСК-ЛП, состоящие из полиэтилентерефталатной пленки марки ПЭТФ, оклеенной с двух сторон бумагой из фенилонового или лавсанового волокна.
Для прокладок в лобовых частях применяют материалы с повышенным коэффициентом трения, такие, как пленкослюдопласт и пленкослюдокартон.
Пропиточные и покровные составы. В двигателях современных серий широкое распространение нашли пропиточные составы без растворителей, что существенно уменьшило длительность процесса полимеризации, улучшило качество пропитки и теплопроводность изоляции. Для пропитки асинхронных двигателей современных серий применяются составы без растворителей марок КП-34, КП-50, КП-103. ЭКД-14, а также лаки с растворителями марок МЛ-92, ПЭ-933, КО-916К, КО-964Н.
После пропитки и сушки на лобовую часть обмоток наносятся покровные составы для повышения стойкости обмотки к воздействию окружающей среды (пыль, масло, соляной туман, вредные примеси в воздухе и др.). В качестве покровных составов применяют эмали ГФ92-ГС и ЭП91 (с растворителями) и компаунды КП-34, КП-50.