animateMainmenucolor
activeMenucolor
Электродвигатели в наличии

Обмотка фазных роторов

Обмотка фазных роторов выполняется всыпными и стержневыми. Всыпные обмотки — петлевые трехфазные двухслойные равнокатушечные обмотки с укороченным шагом, аналогичные всыпным обмоткам статора. Соединение обмоток — звезда. Роторы со всыпными обмотками проектируются обычно так, чтобы линейное напряжение было равно примерно 380 В.

К достоинствам всыпных обмоток на роторе относятся: повышение напряжения ротора до напряжения статора и соответствующее уменьшение тока ротора, а следовательно, уменьшение размеров контактно-щеточного узла, улучшение работы пуско-регулирующей аппаратуры; возможность уменьшения числа пазов ротора и соответствующее уменьшение расхода изоляционных материалов; возможность механизации укладки обмотки фазного ротора.

Всыпные обмотки фазных роторов применяются для двигателей мощностью до 50 кВт. Пазы обычно трапецеидальные или грушевидные полузакрытые, как показано на рис. 10, а, б.

Стержневые обмотки фазных роторов — двухслойные волновые. Они образуются стержнями из прямоугольной медной проволоки, уложенными в прямоугольные полузакрытые пазы ротора. В каждый паз укладываются два стержня (рис. 10, в), предварительно изолированных.

Рис. 10. Пазы фазных роторов

По форме катушек обмотки фазных роторов подразделяются на петлевые и волновые. В петлевой обмотке (рис. 11) совершаются движения петлеобразной формы, а в волновой обмотке (рис. 12) —движения волнообразной формы при обходе каждой фазы. Статорные обмотки двигателей напряжением до 0,66 кВ общепромышленного применения выполняются только петлевыми. В лобовых частях стержни отогнуты (рис. 12) так, что два стержня образуют секцию волновой обмотки. Шаг обмотки со стороны контактных колец (со стороны выводов обмотки) называется передним уп или у1, а с противоположной стороны—задним y3 или у2. Сумма y1+y2 составляет двойное полюсное деление 2τ . Пример такой обмотки приведен на рис. 12, где у12=9, у12=18, 2τ = 18.

Рис. 11. Развернутая схема двухслойной петлевой обмотки: z1=48; 2р=8; у1=5; τ=6; β=5/6

При целом числе пазов на полюс и фазу сначала выполняют q обходов в одну сторону, соединяют между собой два нижних стержня (перемычка на рис. 12) и делают q обходов в обратную сторону. Так образуется каждая обмотка фазы ротора.

Рис. 12. Развернутая схема двухслойной волновой обмотки: z2=36; 2р=4; у12=9; τ=9

В последнее время применяется волновая обмотка фазных роторов, которая не требует специальных перемычек для промежуточных соединений при осуществлении поворота обхода, как это было в предыдущем случае. Поворот осуществляется для каждой обмотки фазы с помощью косорасположенного стержня, переходящего из одного слоя паза в другой. Некоторое искажение поля в этом случае не оказывает существенного влияния на работу асинхронного двигателя.

Стержневые обмотки применяются для двигателей средней и большой мощности при напряжении на контактных кольцах 250— 500 В. Эти обмотки более трудоемки в изготовлении, чем   всыпные,    из-за    наличия   большого   числа   паек  и  большого  объема  ручных  работ.